Пятница, 29.03.2024, 12:17Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Категории раздела

Тормоза [5]
Вилки [6]
Всё связанное с настроикой переборкой и ремонтом аммортизационных вилок.
Привод [4]
всё что относится к передаче крутящего момента от тапок к барабану задней втулки.
Общие [2]
Статьи содержание которых невозможно отнести к какому-либо конкретному узлу велосипеда.
Колёса [2]
Материалы о сборке и обслуживании велосипедных колёс
Аморты [4]
Копаемся в задних амортизаторах
Управление [1]
Узлы позволяющие менять траекторию движения.

Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 690
Каталог статей
Главная » Статьи » Привод

Нынешние МТБ системы, проблеммы (щелчки , люфты) и их решения.

Без прелюдий сразу к делу.

Квадрат система старая и в принципе неплохая - залюфтила подтянул болт, шатун натянулся на конус, люфт пропал, но правда количество подтяжек ограничено, тем моментом, когда шайба болта упрётся в ось каретки. Правда тоненький вал  сломать намного проще чем у более умных кареток.

Если просто подтягивание шатуна не решает проблемы щелчков , то шатуны нужно снять, тщательно очистить посадочные места от грязи, лучше обезжирить, намазать ось каретки качественной графитной смазкой , поставить шатуны и хорошо затянуть*(кстати шайбу и болт тоже надо смазывать(НЕ РЕЗЬБУ А ГОЛОВКУ)- смазанная с обоих сторон шайба позволит избежать самопроизвольного выкручивания).


Увеличить число возможных подтяжек можно, подложив кусочки лезвий от старых бритв. Намазав вал каретки графиткой, просто прилепляем к квадрату с каждой стороны, заранее вырезанные кусочки лезвия и аккуратно надеваем шатун (мы получим 4 проставки). Использовать другие металлы нет смысла - их сомнёт и будет только хуже, а материал "бритвочек"- закалённая сталь, и сминаться не будет.

Сейчас шатуны с посадкой на квадрат редко изготавливают из особо качественных материалов - отсюда бессмысленность замены убитых шатунов - новые убьются также, а может и быстрее. Потому все от систем под квадрат избавляются при первой возможности, чего и вам советую.

Шлицы, они разные бывают:

PoweSpline от труватив

 

 

 


Octalink от Shimano

 

 

 

ISIS

 
 

Howtiеzer от труватив

 


Powerspline- системы неудачные, я если честно предпочёл бы какую-нибудь топовую систему под квадрат года эдак 2003.
Мелкие шлицы не дают достаточной жесткости и вообще не рассчитаны на повторную установку, ибо люфта уже будет не избежать, да и мелкий шлиц прочностью особой не отличается -после появления люфта можно сорвать - в общем годится только для лёгкого Кросскантри с последующей заменой.

 

 

Oktalink - первая шлицевая система выпущенная шимано несмотря на кажущуюся воздушность и коротковатость шлицев отзывы весьма позитивные, шатуны достаточно устойчивы к появлению люфта, но прочность(вес) всё таки рассчитана на бэккантри (эндуро) , для жести они не годятся - о чём кстати производитель вещает в каждом буклете.

 

ISIS - шлицы имеют полукруглую форму для удешевления изготовления сами шлицы делаются слегка на конус, как любое шлицевое соединение работающее с переменной нагрузкой оно склонно к микролюфтам. Тем не менее системы под исис более менее устоичивы к появлению сильного шата.

Howitzer - задумка срамовцев была сделать исис на выносных подшипниках, что позволяет установить подшипники диаметром побольше чем в узел рамы - подшипничек получится подешевле и покрепче, шатуны ховитзер несовместимы с каретками исис и наоборот, разница в шлицах и чеинлаине.

Есть так-же стандарт от ФСА именуемый PowerDrive под шатуны RPM El'Toro, недорогая вещь, ось диаметром поменьше чем исис но внешне цлицы похожи, кстати эта система благодаря методу изготовления шлицев весьма стойка к появлению щелчков(относительно например хасефелтов) , но её минус- это толщина оси - её недостаточно, она просто ломается(скручивается в бублик и разлетается) а шатуны наоборот остаются целы.

Щелчки и люфт.

Шлицы садятся с натягом лишь при первой установке, т.е. зазоров практически нет, но при снятии и повторной установке, или даже при продолжительном катании, металл шатуна (обычно алюминиевый сплав) заминается, появляются зазоры между шлицами шатуна и шлицами оси, т.е. возникает микролюфт.
При нагрузке на педали зазоры будут перекладываться, т.е. шатун слегка крутится на оси, естественно происходит трение между шатуном и осью, а трение это в сухом состоянии сопровождается колебаниями звуковой частоты, короче, щёлкают они мерзко.
Если бороться со щелчками в шатунах методом качественного и громкого MP3 плеера, то микролюфты со временем вырастут в просто люфт, с вечно откручивающимся болтом.
Вы спросите почему болт-то откручивается на шлицах ведь вроде всё не подвижно, а вот и нет если появился люфт пусть даже и бесшумный, но шатун-то крутится туды сюды и потихоньку выворачиает болт. Если система новая и щёлканием сильно не напрягает а болты выворачиваются можно вывернуть их обезжирить резьбу, на торцы, которыми болты упираются в шатун нанести смазку, и применить фиксатор на резьбах болтов,как на картинке с кареткой isis.

Щелчки это вибрации звуковой частоты, вызванные трением металла шатуна о металл оси, потому для устранения проблемы, достаточно вычистить тщательно шлицы вала и шатуна, смазать качественной, стойкой к высоким давлениям и температурам (не графитной и не литиевой) смазкой, аккуратно водрузив шатуны на место, покрепче их затянуть.
Люфт, кстати, тоже не повод выкидывать шатуны под исис или ховитзер, нужно также снять шатунчики, очень хорошо почистить шлицы вала, а шлицы шатунов помимо тщательной чистки ещё и обезжирить.
Далее взять двухкомпонентный эпоксидный клей типа «контакт»а, приготовить смесь согласно инструкции намазать шлицы первого ШАТУНА, и аккуратно водрузить его на родное место, затянуть с нормальным усилием, тоже проделать со вторым шатуном, дать клею схватиться (это займёт около суток, то что пишут в инструкции на открытом воздухе). Подробнее о процессе тут.

Системы "нового поколения" – общего имени нету ибо каждая фирма придумала своё, суть их в том что полый вал каретки намертво спрессован с одним шатуном, а второй крепится на вал наподобие того как вынос крепится к штоку вилки.

 
 
 
Эта технология весьма надёжна, преимущества в сниженном весе повышенной жесткости и легкой сборке- разборке.
Недостатком этой системы в первую очередь, является необходимость наличия прямых рук при первой установке, чтобы не перетянуть подшипники, или не сорвать резьбу на левом шатуне. Если "повезло" и резьба сорвалась, то нужно сходить в метизы купить там шестигранный болт подлиннее родного и гайку под него с парой шайб, болт просунуть через отверстие с сорваной резьбой, и обжать шатун гайкой.
На кантрийных системах от труватива уже существует проблемма разбалтывания интегрированной оси в правом шатуне, потому смело можно ожидать выхода очередного дешевого  и сердитого по цене стандарта :-)


Мораль сей басни такова: если у вас система под квадрат, и ей пришла крышка, то не скупитесь ставьте систему с полой осью, пока их делают качественными,
а если подбитый ISIS или Hovitzer и нету денег, то его можно реабилитировать, главное прямые руки.


Ещё одной причиной пощёлкиваний, даже треска привращении педалей с большой нагрузкой может явлиться закрученная "насухо" каретка, если при установке тушка каретки не была смазана, то мы получаем тотже эффект что и в шатунах, но уже зазоры между витками резьбы каретки и рамы. Решение аналогичное- снять почистить смазать качественной смазкой, закрутить как положено.


Наверняка узнать, что именно щёлкает практически нельзя(нужен опыт),  но есть пара приёмов которые позволят получить 50% уверенность:
1. встаём на педали- шатуны горизонтально, нагружаем их(вминая баик в землю движением тела как при хопе), садимся на седло, преворачиваем шатуна на 180 градусов, снова встаём и нагружаем- если щёлкает значит шатуны нужно смазывать.
2. если при первом тесте щелчки слышны не кадый раз, то нужно проверить слышны ли щелчки при нагружении шатунов расположенных вертикально и под 45градусов к горизонту, если да то дело скорее всего в тушке каретки- её нужно почистить и смазать. ЧИСТИТЬ НУЖНО ТУШКУ - наружнюю резьбу каретки и внутреннюю рамы- саму каретку разбирать не обязательно.


©Lexapskov

Статья имеет полностью оригинальный характер.

Вся представленная информация является интеллектуальной собственностью автора(ов).
Недопустима публикация в сетях и иных источниках и/или коммерческое использование без согласия автора(ов).

 
Категория: Привод | Добавил: lexapskov (24.06.2007) | Автор: Алексей E W
Просмотров: 15755 | Комментарии: 14 | Рейтинг: 4.1/7
Всего комментариев: 14
1 Monster_T  
0
В том, что написано косяков не нашёл, можно отписать, что при установке шатунов на шлицы нужно наносить графитную смазку. В этой теме я слабо прошарен, особенно в названиях стандартов( Было бы неплохо добавить хромолевые системы... пусть статья о МТБ системах, но всё таки сейчас не мало хромолевых систем под евростандарт.

2 lexapskov  
0
про хромоль не писал потому, что ниразу небыло темы с проблеммами в них. biggrin

3 Godslayer  
0
в общем, все в норме. хочу только заметить, что при закручивании болта резьбу тоже обязательно надо смазывать.

4 lexapskov  
0
резьбу болта можно не мазать- если происходят откручивания, либо мазать герметиком, болт можно смазывать на системах под квардат, чтоб легчен затягивать было

5 Роман  
0
1 фиг не понял, как сделать чтобы каретка не отксучивалась, причём откручивается та, которая с контр-гайкой!!

6 lexapskov  
0
Вобще-то тут речь о откручисвающихся шатунах, и если написанное здесь осталось неясным то пожалуй лучше-быобратиться к проффесиональному механику.

7 Иван  
0
Автор! Вы конечно простите, но "квадрат" нельзя смазывать (прочтите инструкцию труватив) и у него нет шайбы под болтом...

8 Иван  
0
И кстати резьбу рекомендуется смазать везде...

9 lexapskov  
1
о том что квадрат ставится на сухую пишет труватив и сантур, но на сухую он ставится один раз - у них там своё спец покрытие, шимановские системы поставляются без такого покрытия но с нанесенной смазкой.
Если труваив защелкал значит покрытию конец и его (шатун) нужно заменить, но на мой взгляд дешевле просто смазать.

10 lexapskov  
0
и шайб под болтом много где нет, просто болтик полированный

11 Иван  
0
Или наоборот- зубастый, чтоб не отворачивался :-) .

12 Иван  
0
Смазка на Шимановских системах наносится на плоскость, с которой болт соприкасается.
Посмотрел инструкции (их там аж пять!) на "BB UN 26", нигде нет упоминания о смазке или несмазке "квадрата"...

13 Иван  
0
"ПаркТул" : Aluminum cranks typically do not require lubrication of this press fit. Aluminum by its nature is self-lubricating as it is covered with a thin layer of oxidation.
Переводить не стану, т.к. точно не переведу, но смысл в том, что алюминиевые шатуны как правило не требуют смазки из-за свойств самого алю.
Полный текст здесь: http://www.parktool.com/repair/readhowto.asp?id=103 .

14 Лёшко  
1
О теории можно спорить бесконечно, на практика показывает что повторно установленные по сухому шатуны очень быстро начинают нещадно щелкать. Эта закономерность примечена очень давно, равно как и изобретен метод её устранения.
Кроме того статья не является обязательной к исполнению, а лишь даёт рекомендации, как продлить срок бесшумной службы.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
©Lexapskov 2024 | Используются технологии uCoz