Без прелюдий сразу к делу.
Квадрат система старая и в принципе неплохая - залюфтила подтянул болт, шатун натянулся на конус, люфт пропал, но правда количество подтяжек ограничено, тем моментом, когда шайба болта упрётся в ось каретки. Правда тоненький вал сломать намного проще чем у более умных кареток.
Если просто подтягивание шатуна не решает проблемы щелчков , то шатуны нужно снять, тщательно очистить посадочные места от грязи, лучше обезжирить, намазать ось каретки качественной графитной смазкой , поставить шатуны и хорошо затянуть*(кстати шайбу и болт тоже надо смазывать(НЕ РЕЗЬБУ А ГОЛОВКУ)- смазанная с обоих сторон шайба позволит избежать самопроизвольного выкручивания).
Увеличить число возможных подтяжек можно, подложив кусочки лезвий от старых бритв. Намазав вал каретки графиткой, просто прилепляем к квадрату с каждой стороны, заранее вырезанные кусочки лезвия и аккуратно надеваем шатун (мы получим 4 проставки). Использовать другие металлы нет смысла - их сомнёт и будет только хуже, а материал "бритвочек"- закалённая сталь, и сминаться не будет.
Сейчас шатуны с посадкой на квадрат редко изготавливают из особо качественных материалов - отсюда бессмысленность замены убитых шатунов - новые убьются также, а может и быстрее. Потому все от систем под квадрат избавляются при первой возможности, чего и вам советую.
Шлицы, они разные бывают:
PoweSpline от труватив
Octalink от Shimano
ISIS
Howtiеzer от труватив
Powerspline- системы неудачные, я если честно предпочёл бы какую-нибудь топовую систему под квадрат года эдак 2003.
Мелкие шлицы не дают достаточной жесткости и вообще не рассчитаны на повторную установку, ибо люфта уже будет не избежать, да и мелкий шлиц прочностью особой не отличается -после появления люфта можно сорвать - в общем годится только для лёгкого Кросскантри с последующей заменой.
Oktalink - первая шлицевая система выпущенная шимано несмотря на кажущуюся воздушность и коротковатость шлицев отзывы весьма позитивные, шатуны достаточно устойчивы к появлению люфта, но прочность(вес) всё таки рассчитана на бэккантри (эндуро) , для жести они не годятся - о чём кстати производитель вещает в каждом буклете.
ISIS - шлицы имеют полукруглую форму для удешевления изготовления сами шлицы делаются слегка на конус, как любое шлицевое соединение работающее с переменной нагрузкой оно склонно к микролюфтам. Тем не менее системы под исис более менее устоичивы к появлению сильного шата.
Howitzer - задумка срамовцев была сделать исис на выносных подшипниках, что позволяет установить подшипники диаметром побольше чем в узел рамы - подшипничек получится подешевле и покрепче, шатуны ховитзер несовместимы с каретками исис и наоборот, разница в шлицах и чеинлаине.
Есть так-же стандарт от ФСА именуемый PowerDrive под шатуны RPM El'Toro, недорогая вещь, ось диаметром поменьше чем исис но внешне цлицы похожи, кстати эта система благодаря методу изготовления шлицев весьма стойка к появлению щелчков(относительно например хасефелтов) , но её минус- это толщина оси - её недостаточно, она просто ломается(скручивается в бублик и разлетается) а шатуны наоборот остаются целы.
Щелчки и люфт.
Шлицы садятся с натягом лишь при первой установке, т.е. зазоров практически нет, но при снятии и повторной установке, или даже при продолжительном катании, металл шатуна (обычно алюминиевый сплав) заминается, появляются зазоры между шлицами шатуна и шлицами оси, т.е. возникает микролюфт.
При нагрузке на педали зазоры будут перекладываться, т.е. шатун слегка крутится на оси, естественно происходит трение между шатуном и осью, а трение это в сухом состоянии сопровождается колебаниями звуковой частоты, короче, щёлкают они мерзко.
Если бороться со щелчками в шатунах методом качественного и громкого MP3 плеера, то микролюфты со временем вырастут в просто люфт, с вечно откручивающимся болтом.
Вы спросите почему болт-то откручивается на шлицах ведь вроде всё не подвижно, а вот и нет если появился люфт пусть даже и бесшумный, но шатун-то крутится туды сюды и потихоньку выворачиает болт. Если система новая и щёлканием сильно не напрягает а болты выворачиваются можно вывернуть их обезжирить резьбу, на торцы, которыми болты упираются в шатун нанести смазку, и применить фиксатор на резьбах болтов,как на картинке с кареткой isis.
Щелчки это вибрации звуковой частоты, вызванные трением металла шатуна о металл оси, потому для устранения проблемы, достаточно вычистить тщательно шлицы вала и шатуна, смазать качественной, стойкой к высоким давлениям и температурам (не графитной и не литиевой) смазкой, аккуратно водрузив шатуны на место, покрепче их затянуть.
Люфт, кстати, тоже не повод выкидывать шатуны под исис или ховитзер, нужно также снять шатунчики, очень хорошо почистить шлицы вала, а шлицы шатунов помимо тщательной чистки ещё и обезжирить.
Далее взять двухкомпонентный эпоксидный клей типа «контакт»а, приготовить смесь согласно инструкции намазать шлицы первого ШАТУНА, и аккуратно водрузить его на родное место, затянуть с нормальным усилием, тоже проделать со вторым шатуном, дать клею схватиться (это займёт около суток, то что пишут в инструкции на открытом воздухе). Подробнее о процессе тут.
Системы "нового поколения" – общего имени нету ибо каждая фирма придумала своё, суть их в том что полый вал каретки намертво спрессован с одним шатуном, а второй крепится на вал наподобие того как вынос крепится к штоку вилки.
Эта технология весьма надёжна, преимущества в сниженном весе повышенной жесткости и легкой сборке- разборке.
Недостатком этой системы в первую очередь, является необходимость наличия прямых рук при первой установке, чтобы не перетянуть подшипники, или не сорвать резьбу на левом шатуне. Если "повезло" и резьба сорвалась, то нужно сходить в метизы купить там шестигранный болт подлиннее родного и гайку под него с парой шайб, болт просунуть через отверстие с сорваной резьбой, и обжать шатун гайкой.
На кантрийных системах от труватива уже существует проблемма разбалтывания интегрированной оси в правом шатуне, потому смело можно ожидать выхода очередного дешевого и сердитого по цене стандарта :-)
Мораль сей басни такова: если у вас система под квадрат, и ей пришла крышка, то не скупитесь ставьте систему с полой осью, пока их делают качественными,
а если подбитый ISIS или Hovitzer и нету денег, то его можно реабилитировать, главное прямые руки.
Ещё одной причиной пощёлкиваний, даже треска привращении педалей с большой нагрузкой может явлиться закрученная "насухо" каретка, если при установке тушка каретки не была смазана, то мы получаем тотже эффект что и в шатунах, но уже зазоры между витками резьбы каретки и рамы. Решение аналогичное- снять почистить смазать качественной смазкой, закрутить как положено.
Наверняка узнать, что именно щёлкает практически нельзя(нужен опыт), но есть пара приёмов которые позволят получить 50% уверенность:
1. встаём на педали- шатуны горизонтально, нагружаем их(вминая баик в землю движением тела как при хопе), садимся на седло, преворачиваем шатуна на 180 градусов, снова встаём и нагружаем- если щёлкает значит шатуны нужно смазывать.
2. если при первом тесте щелчки слышны не кадый раз, то нужно проверить слышны ли щелчки при нагружении шатунов расположенных вертикально и под 45градусов к горизонту, если да то дело скорее всего в тушке каретки- её нужно почистить и смазать. ЧИСТИТЬ НУЖНО ТУШКУ - наружнюю резьбу каретки и внутреннюю рамы- саму каретку разбирать не обязательно.
©Lexapskov
Статья имеет полностью оригинальный характер.
Вся представленная информация является интеллектуальной собственностью автора(ов).
Недопустима публикация в сетях и иных источниках и/или коммерческое использование без согласия автора(ов).
|